Главная » 2018 » Сентябрь » 11 » Почему мы никогда не бываем по-настоящему удовлетворены

Добро пожаловать на PSIСHOLOGY&FUN
<--- Поддержи проект! Нажми "Рекомендовать сайт"


20:39
Почему мы никогда не бываем по-настоящему удовлетворены

Людвиг Витгенштейн был гением. Родившись в одной из самых богатых семей того времени, он пожертвовал своё состояние и стал едва ли не самым известным философом ХХ века.

Он был властным и увлечённым, его часто неправильно понимали. Как вспоминал о нём его друг Георг Хенрик фон Райт: «Однажды он сказал, что ему кажется, будто он пишет для людей, которые думают по-другому, дышат другим воздухом, в отличие от его современников».

Учитывая, что его основным предметом была философия языка, которая, как известно, является запутанной и противоречивой (в немалой степени из-за влияния Витгенштейна), это, вероятно, не самый большой сюрприз.

Тем не менее, критики и историки находили очарование и привлекательность не только в его работах, но и образе жизни.

Помимо того, что он вырос в богатой семье, его наставником был великий Бертран Рассел. Однажды он отошёл от философии, чтобы преподавать в начальных школах Австрии, он был офицером на передовой Первой мировой войны. И он снова решил оставить философию ради Второй мировой войны.

Мало кто сомневается, что этот опыт оказал огромное влияние на его мировоззрение. Например, в 27 лет, когда он сражался в Первой мировой войне, он написал в своём дневнике мысли, которые частично отражают его убеждённость в том, что жизнь (и философия) была связана не с придуманными проблемами, а с тем, как нужно жить.

Это иллюстрирует один из самых ярких отрывков, которые он когда-либо писал: «Счастлив тот, кто живёт не во времени, а в настоящем. Для жизни в настоящем смерти не существует. Смерть – это не событие в жизни. Это не факт мира. Если под вечностью понимать не бесконечную временную продолжительность, а вневременность, тогда можно сказать, что человек живёт вечно, если он живёт в настоящем».

Проблема потакания исторификации

Люди – это рассказчики. Мы не видим и не наблюдаем вещи такими, какими они есть; мы накладываем повествовательную линию на события в нашей жизни, чтобы привести их в порядок.

Как и все великие истории, наши истории также обладают началом, серединой и концом. Это создаёт иллюзию того, что мы живём во временной продолжительности, как называл её Витгенштейн – той, которая существует в потоке времени.

Как в философии, так и в физике есть теории, которые предполагают, что этот поток времени размыт в нашем восприятии, что мешает нам видеть реальность такой, какой она есть (времени не существует), однако мы можем взглянуть на ещё более простую линию рассуждений, чтобы понять точку зрения Витгенштейна.

Учитывая, что мы всезнающие рассказчики жизни, мы верим, что существование прошлого и будущего так же реально, как и существование настоящего. Ведь наше воображение позволяет нам видеть и прошлое, и будущее.

Мы можем оглянуться назад на сожаления, и мы можем построить мир, в котором мы не живы или счастливы, успешны, удовлетворены и так далее, даже несмотря на то, что это абстракции, которые касаются придуманного внутреннего мира со всеми его проблемами и игнорируют реальный внешний мир.

Отсутствие удовлетворения, с которым мы сталкиваемся в жизни, рождается из этого затруднительного положения: мы настолько привязаны к воображаемой внутренней истории о том, кто мы есть, вызывая тревогу и страх, что забываем, что мир перед нами вовсе не определяется этой историей; он просто есть, прекрасный и простой.

Однако самая большая проблема заключается в том, что внешний мир (который по-настоящему ощущается только в настоящем) кажется потрясающим и наполненным только тогда, когда мы осознанно направляем на него своё внимание, при этом он иногда бывает в некотором смысле пустым, тихим и одиноким.

Что же тогда нам делать? Мы создаём воображаемого друга в своей голове, который продолжает рассказывать нам истории. Подумайте о том, как часто вы просто присутствуете в моменте, а не прокручиваете в голове одни и те же мысли. Скорее всего, это происходит очень редко.

И хотя голос в вашей голове может привести вас к случайным приятностям, например, сокровенным воспоминаниям или значимой мечте, большую часть времени он заставляет вас чувствовать себя неуверенными, застенчивыми, напряжёнными и боязливыми.

В настоящем ни одной из этих вещей не существует, потому что они не реальны. Существует только ваше окружение и то, что оно может предложить. И часто последнее гораздо важнее, чем ложное повествование.

Нет ничего, кроме «сейчас», а в текущем моменте редко бывает неудовлетворённость.

 

Смерть как путь к вечной жизни

Когда вы размышляете над этим, вопреки рассуждениям Витгенштейна, поистине жить, присутствовать в настоящем моменте – это форма смерти. Это означает, что вы должны убить голос, который рассказывает истории в вашей голове – голос, к которому многие привязаны.

В то же время, однако, Витгенштейн прав: нет такой вещи, как реальная, осязаемая смерть, которая происходит в нашей жизни; и поскольку эта смерть не происходит, многие из наших тревог по поводу будущего (на которые часто прямо или косвенно влияет страх смерти) не являются основанными на объективной реальности. Существует только смерть рассказчика.

Когда вы не живёте линейно во времени, или во вневременности, как называет это Витгенштейн, тогда есть только Вселенная перемен. Эта Вселенная не утруждает себя проведением искусственных границ, которые различают наше представление о прошлом и будущем, и не имеет отношения к тому, что мы называем жизнью и смертью. Она просто движется и действует в соответствии с процессами, которые управляют ею, переходя из одного состояния в другое.

Это изменение состояний – то, частью чего мы являемся; его можно назвать вечным.

К сожалению, до тех пор, пока мы не прекратим повествование, эта вечность незаметно будет проходить мимо нас каждый момент бодрствования. Вместо того чтобы рассматривать себя как танец этого величественного процесса, который не определяется придуманными проблемами, мы возвращаемся в компанию голоса, от которого слишком боимся отделиться.

Но правда заключается в том, что единственный способ покинуть порочный круг неудовлетворённости – принять смерть голоса и пожертвовать его компанией, чтобы он больше не блокировал доступ к истинной реальности.

Это, конечно же, нелегко, и для большинства людей всегда приглушать голос – это навык, который выходит за рамки осуществимости. Тем не менее, каждый может сделать немного больше, чтобы, по крайней мере, обратить внимание на правильные вещи, а не искать лёгкого выхода.

В психологических исследованиях обычно отмечается, что люди сообщают о самом высоком удовлетворении, когда они полностью растворяются в какой-то деятельности вокруг них, а не в воображаемой борьбе, которая ведётся в их голове.

Когда они находятся в гармонии со Вселенной, они могут выходить за пределы неполных историй, придуманных разумом, чтобы полностью участвовать в реальной истории, которая разворачивается вокруг них.

То, что важно и вечно, находится перед нами, но чтобы соединиться с этим, нам нужно пожертвовать комфортом нашего воображения.

Заключение

По правде говоря, это утомительный способ сказать то, что все мы слышали либо осознавали в тот или иной момент своей жизни: мы должны больше присутствовать в настоящем.

Легко ли это в наших нынешних условиях? Конечно, нет. Современные общества созданы для того, чтобы идти на компромисс ради завтрашнего дня, и выбор уже сделан за нас.

Тем не менее, многие из нас могут сделать больше, чем мы делаем в настоящее время – мы можем прикладывать больше усилий, чтобы жить в реальном времени, а не в вымышленном, потому что, в конечном счёте, именно последнее является причиной проблем в нашей жизни.

Витгенштейн пришёл к выводу, что философия потратила столько времени на придумывание собственных проблем, что она отстранилась от единственной проблемы, которая действительно имеет значение – проблемы жизни и бытия.

Мы придумываем вещи в своей голове, обосновывая их, и тратим так много времени на них, что забываем, что ничто из этого не основано на прочном фундаменте, что мы смотрим в неправильном направлении.

Часто говорят, что то, чего мы больше всего хотим, у нас уже есть. Это правда, особенно когда речь идёт о потоке времени.

Мы здесь не для того, чтобы бегать от одной иллюзорной проблемы к другой; мы здесь для того, чтобы видеть и переживать, любить и доверять настоящему – прямо сейчас.

 

ИСТОЧНИК

Просмотров: 34 | Добавил: wpristav | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar


Рекламный блок
Рекламный блок
Рекламный блок
Рекламный блок
Контакты

Система Orphus

Отдых в Крыму Военно-информационный портал

E-mail:admin@wpristav.ru