18:33 Между язычеством и христианством. | |
Наверняка многие из вас задумывались об очевидных пересечениях между язычеством и христианством. Ярче всего эта общность проявляется в религиозных праздниках. Судите сами: 11 февраля -День бога Велеса (покровителя скота) и день святого Власия (Святому Власию молились о сбережении домашнего скота). 2 марта - День Мары Марены и день Святой Марианны, сестры Святого апостола Филиппа. 24 июня - Иван Купала, праздник посвящённый летнему солнцестоянию и наивысшему расцвету природы. На Иванов день принято было обливать водой всякого встречного. Считалось, чем чаще человек бежит купаться, тем чище будет его душа. Купаться же было предписано на заре: тогда купание обладало целебной силой. По времени проведения совпадает с христианским праздником Рождества Иоанна Предтечи, который проповедовал и совершал священные омовения-окунания для очищения от грехов и покаяния , которые впоследствии стали называться таинством крещения. 14 сентября - День Волха Змеевича. Существует былина. Огненный Змей, сильное, лицемерное и злобное создание, обманом взял в жены Мать Сыру Землю, но боги Прави даровали их сыну судьбу великого воина, который от отца не унаследовал ничего, кроме силы. Когда Волх родился, задрожали все три мира – Явь, Навь и Правь, так велики были его ярость и жажда мести. А отомстить он хотел отцу своему Огненному Змею, за мать и за злодеяния, что Змей принес людям и богам. 14 сентября совершается память святого Симеона Столпника, в истории жития которого подробно описан эпизод со змеем. Преподобный Симеон, живший в V веке – построил себе столп , на котором молился днём и ночью, молился и всегда стоял – сесть-то на столпе негде. И потому прозвали его Столпником. В какой-то момент возле столпа поселился огромный, страшный змей, и люди стали бояться ходить к преподобному. Однажды в глаз змея попало что-то. Змей извивался от боли, бился, но избавиться от помехи в глазу не мог. Святому Симеону стало жалко несчастного змея. Он посмотрел на него с состраданием и – о чудо! – заноза сама выпала из глаза. Люди снова без страха стали приходить к преподобному Симеону, удивляясь этому чуду и передавая его из уст в уста. Таких пересечений очень много: 15.05 День Бориса-хлебника (праздник первых ростков) и перенесение мощей благоверных Бориса и Глеба 22.05 День бога Ярилы и Перенесение мощей св. Николая Весеннего, приносящего теплую погоду 07.06 Триглав (Перун, Сварог, Свентовит) Св. Троица (христианская троица) 06.07 Русальная неделя. День Аграфены купальницы, а в православных храмах в этот день почитают память Агриппины Римляныни. 02.08 День Бога Перуна и День св. Илии Пророка (громовержца) 21.08 День Бога Стрибога (Бог Ветров) и День Мирона Ветрогона (приносящего ветер) 21.09 Праздник рожениц и Рождество Богородицы 14.10 Покров Лады (первый снег) и Покров Богородицы 10.11 День Богини Макоши (богини-пряхи, прядущей нить судьбы) и День Параскевы Пятницы (покровительницы шитья) 14.11 В этот день Сварог открыл людям железо и День Козьмы и Дамиана (покровителей кузнецов) 21.11 День Богов Симаргла и Сварога( Бог Неба и Огня) и День Михаила Архангела, которого на иконах изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. Можно и важно отметить, что славянский бог-творец Род сохранился во всех славянских наречиях от древнерусского до современного. Он всегда с нами, так как даже в качестве корневой основы входит в самый широкий перечень явлений, описывающих весь мир: от внутреннего мира человека до окружающей вселенной (Родина, родители, природа, порода, родник, родословная, благородство, родственник, плодородие, роды, родня и даже “водород” (порождающий воду), “углерод” (порождающий уголь), “кислород” (порождающий кислые среды). ..). Глядя на эти совпадения приходит мысль о подмене славянских праздников на свои подходящие. Но не всё так просто. Православие не подменило, а впитало в себя большое дохристианское наследие, подняв его на новый уровень. Казалось бы, зачем? На моё понимание ответ можно найти, если понять основы мировоззрения древних славян. Как известно, триединство мира в язычестве предстаёт в виде Яви – Нави - Прави. Это три стороны бытия, три мира, которые разделены непреодолимыми границами и в то же время сосуществуют всегда вместе и нераздельно. По славянской мифологии именно Род, Бог-Творец, создал славянский мир и разделил его на три части: Правь, Явь и Навь. В нём Явь представляет собой мир видимый, материальный, явленный. Мир, в котором сосредоточено сознание человека. Это тот мир , в котором мы живем. Навь – мир мёртвых, загробный, потусторонний мир. Это ещё не Правь (место где обитают высшие Боги), но уже и не материальный мир. Мир, как сейчас говорят, тонких материй. Именно в Навь уходят беЗсмертные Души людей после физической смерти , и оттуда они являются в мир Яви с каждым новым рождением. Мир духов гораздо шире и разнообразнее, чем наша Явь. Среди них множество как дружественных, так и недружественных человеку. В нем существует иерархия богов. Их очень много, и у каждого из них свое особое назначение. Они наделены человеческими слабостями и зачастую ведут между собой войны. Хозяевами Нави являются Кощей (Чернобог, Ящер), Морана (Мара), также иногда хозяином называют Велеса и некоторых других богов. Правь – это высший мир, он находится над Мирами Яви и Нави и согласует их взаимодействие. Это мир, где живут высшие, светлые Боги, кроме того, Правь – это законы мироздания и законы человеческие, данные нам нашими Богами. К славянским Богам Прави относятся, прежде всего, Сварог (Белобог), Небесный Отец, и Лада, Небесная Мать и их дети, Сварожичи. Сварожичами, например, были Даждьбог и Свентовит. Живя в Яви, человек идёт по пути духовного развития, и после смерти, т.е. после перехода из одного состояния в другое, попадает либо в Навь, либо в Правь, в зависимости от состояния своего духа, который он смог воспитать во множестве перевоплощений. Все три мира зависят друг от друга и то, что происходит в Яви, обязательно отразится на Нави, так что если мы делаем что-то плохое в этом мире, то это вызовет свои последствия в Нави, а Навь в свою очередь повлияет и на Явь, и на Правь и наоборот. Стремлением каждого язычника, его смыслом жизни является развитие своей духовной мощи до такой степени, чтобы попасть в Правь и прекратить бесконечные перерождения в мире Яви. В язычестве путь в Правь проходил после многократных оборотов между явью и навью. При этом навьским духам (богам) всегда приносились обильные жертвы и с благодарностью, но чаще с целью задобрить недружественные силы. Ведьмы, колдуны взаимодействуют именно с духами Нави. Волхвы могут взаимодействовать как с миром Нави так и с миром Прави. Шаманы также воспринимают мир как взаимодействие духов верхнего и нижнего миров ( Нави и Прави). При этом своим духам шаман может приказывать выполнять его поручения, а верхних духов только просить. Православие же указывает другой путь в мир Богов, минуя Навь. Это прямое духовное устремление сразу в мир Прави. Славен тот, кто идёт по пути Прави. Отсюда и термин "Православие". Жертва уже принесена, нет необходимости бояться и задабривать недружественных навьских Духов, а, минуя многократные перерождения ( круг сансары), сразу попасть в мир Прави. Именно поэтому в языческие праздники вошли устремленные в мир Прави святые. Например, Велес постоянно пребывает в мире Нави, а святой Власий, в тех же делах помогая людям, устремлен помыслами в мир Прави, то есть указывает путь в Правь. Волх Змеевич одержим местью, мстит змею , его помыслы удерживают его в мире Нави, а Симеон Столпник помогает змею исцелиться и своими помыслами устремлен в Правь. В устремлении помыслов в Правь и заключатся главное отличие. ИМХО. Таким образом, православие продолжило, а не заменило путь проложенный язычеством. Хочу предупредить, что я высказываю своё мнение и никого ни к чему не призываю. Просто самой хотелось разобраться, так и родилась эта статья. | |
|
Всего комментариев: 0 | |