Главная » 2013 » Декабрь » 10 » Самые оптимистичные сценарии развития человечества

Самые оптимистичные сценарии развития человечества

Рисуемые фантастами и футуристами картины будущего обычно включают в себя атомный взрыв, гусеничных роботов-убийц и каннибалов-кочевников на мотоциклах. На то есть причины — с окружающей средой мы обращаемся плохо, новые технологии не всегда идут на благо человечества, а народы мира без всяких роботов не прочь друг с другом расправиться.
Но не факт, что история человеческой цивилизации кончится мрачно. Если мы найдем способы избежать самых популярных апокалиптических сюжетов и антиутопий, далекое будущее может выглядеть куда более светлым. Ниже мы разбираем семь самых оптимистичных сценариев развития человечества.

1. Статус-кво
Самый скучный, но и самый вероятный вариант будущего.
В книгах с жизнерадостными названиями вроде «Наш последний час» английский астрофизик Мартин Риз, шведский философ Ник Бостром и английский физик-теоретик Стивен Хокинг уверяют, что человечеству не дожить до следующего столетия. Простое сохранение современного уровня развития цивилизации (и сам факт нашего выживания) можно считать положительным результатом. Вполне возможно, что мы уже достигли своей высшей точки развития.
В 1992 году американский политический экономист Фрэнсис Фукуяма написал книгу «Конец истории и последний человек». Там выдвигалась гипотеза, что политическая, технологическая и экономическая модель ранних 90-х является последней остановкой на маршруте человечества. Двухтысячные доказали, что Фукуяма ошибся. Его книга — истеричная реакция западного экономиста-консерватора на развал Советского Союза.
Более реалистичный сценарий сохранения статуса-кво был предложен бывшим руководителем исследовательского отдела Sun Microsystems Биллом Джоем. В 2000 году он опубликовал в журнале Wired эссе «Почему мы не нужны будущему». В статье утверждалось, что самые передовые технологии XXI века — роботехника, генная инженерия и нанотехнологии — опасны для людей как для биологического вида. Джой призывал к сознательному отказу от опасных технологий по модели ядерного разоружения. Неолуддизм по Джою — самое верное средство от антиутопий и вымирания человечества. Чем раньше мы перестанем развивать опасные для себя технологии, тем более долгое и счастливое будущее нам светит.

2. Цветущая зеленая Земля
В большинстве фантастических сценариев Земля предстает закованной в сталь и бетон планетой-мегаполисом. Это худший ночной кошмар защитника природы — будущее, в котором технологии полностью заменили земную биосферу.
Но возможен и другой вариант. Будущее, в котором природа будет куда более буйной и пышной, чем мы можем себе представить. Новые течения энвайронментализма и трансгуманизма (такие как техногайянизм) выступают за развитие технологий, которые помогут восстановить окружающую среду. Нано- и биотехнологии могут быть использованы для очистки свалок и уничтожения отходов производства. А в далеком будущем возможна даже терраформация Земли к ее первозданному виду.
Самое ранее проявление такого рода взглядов — доклад американского фантаста Брюса Стерлинга 14 октября 1998 года в Сан-Франциско. Основатель киберпанка выступил с идеей «Изумрудного дизайна». В нем воедино собирались идеалы экодизайна, технопрогрессивизма и космополитизма. Проще говоря, Стерлинг утверждал, что для борьбы с экологическими проблемами человечества надо использовать самые передовые технологии и работать вместе.
В 2008 году Брюс Стерлинг официально свернул движение «Изумрудного дизайна» в связи с появлением более прогрессивного интернет-движения «Ярко-зеленый энвайронментализм».
В далеком будущем наша планета может стать более экологически диверсифицированной, чем она когда-либо была в своей истории. Людей придется генетически модифицировать, чтобы они не мешали общей гармонии окружающей среды. Все энергетические нужды человечества будут удовлетворены раз и навсегда — мы станем цивилизацией первого типа по шкале Кардашева. Самые несдержанные экологи выступают еще и за редактирование экосистемы Земли — уничтожения хищников, чтобы травоядные животные не страдали. Можно будет контролировать погоду. И у нас наконец-то появятся средства защиты от природных катаклизмов — астероидов, землетрясений и извержений вулканов. Кому захочется улетать с такой планеты?

3. Под присмотром машин
Не исключено, что наступление технологической сингулярности приведет к исчезновению человечества как вида. Следующая стадия искусственного интеллекта (может появиться уже лет через тридцать) окажется настолько недоступной нашему пониманию, что мы с ней на одной планете не уживемся. Уничтожение человечества машинами может произойти намеренно, случайно или даже по нашей собственной вине.
Но власть машин может привести и к обратному результату. Возможность того, что искусственный интеллект может стать ключом к утопии для человечества, вызвала к жизни движение трансгуманизма.
Трансгуманисты (и особенно их течение сингулярианство) в целом согласны с Cайфером из фильма «Матрица». Внутри построенной дружественным AI системы человечеству будет куда уютнее и спокойнее. Если дизайнеры и программисты начнут работать над развитием дружественного искусственного интеллекта уже сейчас, то в итоге на свет может появиться поколение машин азимовского толка, в принципе не способное нанести вред человеку. Они-то и станут нашими защитниками и покровителями. Пусть заботой о Земле будут заниматься машины, а мы с вами будем мирно разгуливать по виртуальным лесам, населенным механическими животными.

4. Космос
Рано или поздно нам придется покинуть Землю и начать колонизировать другие солнечные системы. От этого не только зависит наше выживание (нехорошо хранить все яйца в одной корзине) — человечеству как виду присуще стремление вперед. Выйдя за пределы географических рубежей и биологических ограничений (мы не можем летать и очень плохо плаваем), мы обусловили дальнейшее развитие цивилизации. Это привело к технологическим, социальным, политическим и экономическим изменениям в обществе.
Даже текущие, очень скромные достижения в космосе принесли нам спутниковые технологии и важные открытия в области естественных наук. А чего стоит картинка высокого разрешения с поверхности Марса… Если мы найдем в себе силы на межзвездные перелеты, будь-то корабли поколений, самовоспроизводящиеся зонды фон Неймана или физически неосязаемый пузырь искусственного интеллекта, это будет значительное достижение. Возможно, это будет достижение не только для нас, но и вообще для всех живых существ нашей галактики.
Пока что мы живем в галактике, лишенной видимых следов деятельности инопланетных существ. Это позволило американскому физику-теоретику Энрико Ферми с полным правом спросить: «Ну и где они, эти ваши иные цивилизации?» Так что если мы все-таки начнем перемещаться между звездами и планетами, то вполне можем оказаться первой и единственной цивилизацией, осуществившей подобный перелет.

5. Виртуальная реальность
Технологическая сингулярность может привести к тому, что все мы окажемся загруженными в память мощных суперкомпьютеров. Это можно будет проделать без отрыва от космических путешествий.
Но суперкомпьютеры должны быть очень большими. Такими, как изобретенный покойным американским трасгуманистом Робертом Брэдбери мозг-матрешка. Это космическая мегаструктура, состоящая из нескольких сфер Дайсона. Каждая сфера состоит из нанокомпьютеров молекулярного масштаба. Все эти сферы построены вокруг звезды и получают энергию для вычислений из энергетического обмена между звездой и межзвездной средой. Такой компьютер позволит симулировать реальность, которая ничуть не уступает — а то и превосходит по детализации! — наш с вами окружающий мир.
Согласно идеям Брэдбери, одиночный мозг-матрешка может выполнять 1042 операций в секунду. Профессор машиностроения Массачусетского технологического института Сет Ллойд предложил проект квантовой системы, в которой в секунду может происходить 5×1050 логических операций с разрядностью в 1031 бит. По сравнению с мирами, которые может генерировать подобная система, наша старая аналоговая вселенная будет казаться медленной, скучной и примитивной.

6. Вечный покой
В большинстве мировых религий придуманы загробные утопии. А как еще стимулировать верующих на хорошее поведение в реальном мире! Религия — выражение человеческих представлений об идеальном уровне бытия. В наше время мало кто серьезно верит в рай или загробную жизнь… но это не значит, что мы не можем построить рай на Земле при помощи технологий.
Британский философ Дэвид Пирс называет такой принцип «Гедонистическим императивом». Он и другие трансгуманисты-аболиционисты призывают к строительству рая на Земле средствами передовых биотехнологий. При помощи психофармакологии и генной инженерии человечество можно избавить от боли и оставить нам только удовольствие плюс минимальную сигнальную систему для получения уведомлений о здоровье организма.
На более высоких уровнях гедонизм предлагает способы увеличения количества психологического, эмоционального и физического удовольствия, которое в состоянии испытать человеческое сознание. Воспитанным в условиях строгости нравов и ограничения потребностей пуританам концепции Пирса кажутся возмутительными — и где-то даже аморальными. Но ведь на самом деле, на уровне метафизики, нам всем хочется именно этого. Как можно больше удовольствия от жизни, как можно меньше проблем.

7. Космологическая трансценденция
О чем писать в этой секции, мы пока просто не знаем. Это сценарии с максимально дальним прицелом, выходящие за границы человеческого воображения. Представить эти утопии мы себе просто не в состоянии. Но побывать в них все равно очень хочется. Здесь опять-таки велик риск впасть в философию и метафизику (почище, чем с гедонизмом), но некоторые смутные возможности все-таки стоит рассмотреть.
Американский футурист Джон Смарт предположил, что самые сложные системы Вселенной используют все меньше пространства, времени, энергии и материи для перехода на следующий уровень эволюционного развития. Это касается галактик, звезд, планет, экологических и технологических систем. Человеческая цивилизация не исключение. В конечном счете наш удел — покинуть эту Вселенную и разместить наше коллективное сознание в ином измерении. Скажем, в одной из черных дыр.
У Роберта Ланцы, профессора Института регенеративной медицины в Университете Уэйк Форест, иная теория. Ланца предполагает, что наша вселенная находится на ранней стадии развития и что на более продвинутом этапе развитием Вселенной начнет управлять разумная жизнь. Как следствие, изменится сам характер Вселенной — она станет биоцентрической, и именно биологическая жизнь начнет создавать окружающую реальность и время.
Тут мы с вами попадаем в область возможности путешествий во времени и эксплуатации эффектов квантовой сцепленности. Мы так мало знаем об устройстве Вселенной, что в будущем перед человечеством могут открыться возможности, наличие которых сегодня мы не в состоянии предположить.
Просмотров: 471 | Добавил: pristav_w | Рейтинг: 0.0/0