Главная » 2023 » Декабрь » 19 » Учёные выяснили новые детали о том, как происходит смерть

Учёные выяснили новые детали о том, как происходит смерть

Оказывается, этот процесс более длительный, чем считалось ранее.

Учёные впервые смогли обнаружить «волну смерти» — естественный процесс в мозге, который предшествует кончине. Как пишет Daily Mail, работа исследователей из Парижского Института мозга может не только перевернуть представление о смерти как таковой, но и положить начало к обращению вспять процесса умирания.

Исследователи провели ряд экспериментов на крысах: в группы клеток и отдельные нейроны мозга животных были введены специальные зонды, которые отслеживали электрические и химические изменения, когда крыс отключали от аппарата искусственной вентиляции лёгких. Учёные обнаружили, что смерть — это гораздо более длительный процесс, чем считалось ранее, который можно обратить «до определённой точки».

Как рассказала нейробиолог и ведущий автор исследования Северин Махон, пока неизвестно, где именно находится эта точка — точный момент, когда сознание перестаёт существовать. Однако чёткое понимание времени начала «волны смерти» может помочь врачам разработать более эффективные лекарства или стратегии лечения для предотвращения повреждений головного мозга при тяжёлых травмах.

В результате экспериментов учёные обнаружили, что процесс умирания можно поделить на три части. Сначала в соматосенсорной коре головного мозга наблюдается первая волна активности. Соматосенсорная кора — область внешнего слоя мозга, которая обрабатывает сигналы о температуре, прикосновении и боли.

Затем недостаток кислорода в клетках мозга приводит к резкому израсходованию запасов аденозинтрифосфорной кислоты — источника энергии клеток. Перед смертью мозга наступает последний «период интенсивной корковой активности», рассказала Махон.

Учёные отмечают, что подобный всплеск активности происходит, когда мы что-либо вспоминаем. Мозг может пытаться что-то вспомнить после того, как сердце перестаёт биться, и он готовится пережить смерть, но Махон отмечает, что в этот момент пациенты находятся без сознания.

Это можно было бы считать объяснением переживаний в предсмертном состоянии, но Махон склонна считать, что подобный «потусторонний опыт» мозг испытывает во время успешной реанимации и восстановления корковой активности, которая, например, аналогичным образом происходит во время галлюцинаций.

После «последнего процесса вспоминания»  происходит так называемая «волна смерти»: при отключении нейронов по всему мозгу проходит мощная волна электрических импульсов. Однако даже в этот момент мозг можно спасти, если реанимировать пациента в течение определённого временного окна: при восстановлении работы аппарата вентиляции лёгких нейроны реполязировались и начинали производить сигналы мозговых волн, указывающие на вероятность восстановления функции мозга.

«Мы установили, что с физиологической точки зрения смерть является процессом, который требует времени, и что в настоящее время невозможно строго отделить смерть от жизни, — заявил ведущий автор исследования Стефан Шарпье. — Теперь нам предстоит определить, при каких именно условиях возможно восстановить функции мозга, и разработать  нейропротекторные препараты для поддержки реанимации в случае сердечной и лёгочной недостаточности».

Просмотров: 175 | Добавил: wpristav | Теги: смерть | Рейтинг: 0.0/0